ФЭНДОМ

Харальд и Астрид на пиру в Вестфольде 1

Здесь поют скальды

Это - популярная статья. Она входит в число самых посещаемых страниц на протяжении длительного времени.

Всякая душа да покорится Высшей Силе, ибо нет власти не от Бога!
— Боевой клич Хемунда в Йорке, Пленник

Хе́мунд (англ. Heahmund, лат. Heamundus) - христианский священнослужитель, епископ Шерборнский.

Хемунд выделяется среди прочих прочих представителей духовенства тем, что искушен в военном деле и владеет командирскими навыками.

Активно участвует в противостоянии англосаксов датским завоевателям, прибывшим в составе Великой языческой армии.

Захваченный скандинавами в плен, Хемунд вынужден участвовать в их внутренних войнах. Ввиду длительного отсутствия епископа его титул переходит советнику короля Этельвульфа, лорду Кутреду, но Хемунд возвращает себе прежнее положение.

Биография

Сезон 4

В то время как армия датских викингов, мстя за смерть Рагнара Лодброка, вторгается в Уэссекс и ведет ожесточенную войну с королевством, Хемунд отпевает покойного Ордлафа и затем утешает его вдову. Позже они сближаются и занимаются сексом. Кадры демонстрируют зрителю меч Хемунда, намекая на его связь с сословием воинов.

Сезон 5

После катастрофического поражения войск Этельвульфа в столкновении с Великой языческой армией король Эгберт передает принцу власть над страной. Это не приносит большой радости в условиях войны, ибо новоиспеченный монарх и его семья вынуждены укрываться от захватчиков. Хемунд, воин-епископ Шерборна, собирает ополчение и в сопровождении тэнов Кутреда и Деневульфа обследует разоренное королевское поместье. Обнаружив тело Эгберта, помещенное в бочку с водой, люди епископа извлекают его и хоронят со всеми подобающими почестями перед алтарем восстановленной церкви. Хемунд лично справляет заупокойную службу.

В поместье епископ встречает монаха-писаря, который служил посредником при заключении договора между королем Эгбертом и сыновьями Рагнара Лодброка. Договор давал последним право владения землями в восточной Англии. Хемунд поражается действиям своего покойного господина, но писец выдает ему хитрость Эгберта: при подписании договора король таковым больше не являлся, поскольку передал корону Этельвульфу незадолго до появления скандинавов в поместье.

После похорон Эгберта и Хемунд в присутствии верующих проводит молебен о священной войне против скандинавских язычников. Когда в церкви никого не остается, он обнаруживает одну из посетительниц, Этельгит, молящуюся у алтаря в одиночестве. Епископ проводит для молодой женщины причастие, а затем, вероятно, вступает с ней в интимную близость. Следующая сцена демонстрирует полуобнаженного Хемунда, продирающегося в сумерках сквозь терновые заросли. Его тело расцарапано колючками до крови, и он взывает к Богу, моля простить его за греховные помыслы и деяния.

В дальнейшем Хемунд разыскивает короля Этельвульфа. Вместе они решают отбить крупный город Йорк, некогда принадлежавший погибшему королевству Нортумбрия и ныне занятый скандинавскими войсками. В ходе совета Хемунд и Этельвульф обсуждают слабые места крепости и наиболее благоприятное время для нападения.

Этельвульф встречает Хемунда

Встреча епископа Хемунда и короля Этельвульфа.

Прибывшие ранним утром лазутчики короля рассказывают, что стены Йорка совершенно не защищены.

Взяв с собой сыновей, Альфреда и Этельреда, король Этельвульф в сопровождении Хемунда ведет войска на штурм города. Беспрепятственно пробив ветхие древнеримские стены, англосаксы врываются в город, но, пройдя по нему, понимают, что попали в ловушку. Из домов королевских солдат обстреливают лучники, загоняя в закоулки, где их ждут неглубокие ямы, усеянные кольями. Десятки погибают, а царящий в городе туман лишь способствует неразберихе. Умело пользуясь этим, датчане перекрывают одну из улиц, а оказавшихся в тупике воинов обливают маслом и поджигают. Лишь затем скандинавы вступают в битву. Англосаксам удается выбить из седла и окружить одного из вождей викингов, Ивара Бескостного. Разъяренный, он бросает в толпу неистовые возгласы. Между тем за его спиной появляются основные силы викингов. Они бросаются на христиан, попутно прикрывая Ивара.

Битва за Йорк

Битва за Йорк.

Хемунд, отважно и решительно бьющийся со скандинавами, замечает Бескостного в пылу сражения. Он указывает на предводителя варваров мечом, бросая ему личный вызов и молча намекая, что Ивара ждет жестокая расплата. Язычник лишь дерзко насмехается над ним, а затем их разделяют столкнувшиеся войска. В конечном счете англосаксы отступают из Йорка, и битва завершается победой северян.
Хемунд бросает вызов Ивару

Хемунд бросает вызов Ивару Бескостному.

Ранним утром двое предводителей викингов, Уббе и Хвитсерк, прибывают в лагерь Этельвульфа, чтобы обсудить перемирие и передачу скандинавам обещанных Эгбертом земель. Недолгая встреча с королем происходит в напряженной обстановке. Не дав определенного ответа, Этельвульф отправляет братьев обратно, но перед этим Хемунд с его людьми избивают их и прогоняют прочь, подчеркивая отказ от сотрудничества.

Несмотря на поражение, англосаксы не теряют надежды овладеть Йорком. Войска короля Этельвульфа продолжают осаду, надеясь, что голод ослабит северян. По прошествии времени они видят дым над крышами домов, и Хемунд уверен в том, что даны сжигают мертвых. Он рекомендует продолжать ожидание, чтобы окончательно истощить силы врагов. Это не нравится Этельвульфу, который чувствует, что епископ слишком часто управляет его действиями. Разгневавшись, король громогласно ставит своего слугу на место, и тот смиренно просит прощения.

Хемунд сражается в Йорке
Хемунд сражается в Йорке1

Хемунд сражается в Йорке. В конце этой битвы епископ попадет в плен к своим врагам.

Вскоре становится ясно, что в Йорке никого не осталось. Королевские солдаты с триумфом занимают крепость. Но едва лишь Хемунд замечает подозрительное скопление крыс на улицах (грызуны появились из сточных ходов, явно чем-то напуганные), как даны открывают канализационные люки, и, выбравшись на поверхность, атакуют. Этельвульф и Хемунд сражаются отчаянно. Ивар, видя доблесть епископа, даже временно останавливает бой и предоставляет ему своего коня, чтобы тот продолжил сражаться с достоинством. Но победа вновь ускользает от англосаксов - разбитые викингами, они вынуждены отступить. Этельвульфу и его сыновьям удается спастись, в то время как Хемунд попадает в плен к северянам. Приковав Хемунда в замке, Ивар истязает его и подвергает насмешкам, но фанатично преданный Богу епископ не поддается. В дальнейшем лидер викингов забирает Хемунда в Скандинавию с одной ему известной целью.

Доставив Хемунда в Вестфольд, где правит Харальд Прекрасноволосый, Ивар демонстрирует его конунгу, представив как великого воина. Епископ молится Богу, не обращая внимания на насмешки язычников.

Зайдя в темницу к Хемунду, Ивар рассказывает ему о желании отомстить Лагерте и предлагает выбор: либо сражаться на его стороне, либо умереть. Пленный отказывается, не страшась смерти за свою веру. Тогда Ивар дает понять, что воину Христа представляется прекрасная возможность не только выжить, сохранив свои убеждения, но и отправить на тот свет множество язычников. Бескостный также выражает Хемунду свое искреннее уважение, признавшись в том, что завидует его воинским качествам.

Оставшись один, Хемунд отчаянно молит Бога о спасении.

Днем Ивар уже прилюдно повторяет свой ультиматум. Хемунд дает согласие, убив ножом одного из смутьянов, подбивавших толпу казнить его.

В Вестфольде постепенно собираются войска для вторжения в Каттегат - владения Лагерты и ее сторонников. Освободив Хемунда от положения пленника, Ивар беседует с ним на философские темы и играет в хнефатафл, скандинавскую настольную игру. Ему удается заручиться добровольной поддержкой епископа в грядущей битве.

Вестфольд против Каттегата - армия Вестфольда

Хемунд выступает с Иваром на стороне Вестфольда.

Так и происходит. После неудавшихся переговоров о мирном разрешении конфликта войска Вестфольда и Каттегата сталкиваются в кровопролитной битве. Хемунд, которому Ивар накануне возвращает его меч, с упоением истребляет язычников. Однако ближе к концу сражения его ранят со спины, и он остается на поле боя без сознания, брошенный отступающими войсками Харальда. Не участвовавший в битве Ивар спрашивает конунга о судьбе христианина и тот коротко бросает, что он мертв.

Хемунда находят Лагерта, Бьёрн и Уббе. Последний намеревается было оборвать жизнь раненого, но правительница приказывает унести Хемунда с поля и привести в чувство. Она не знает, что руководит ею, и не может объяснить свой поступок Уббе.

Лагерта беседует с плененным Хемундом на религиозно-мировоззренческие темы. Она не может объяснить причин, по которым пощадила его. Проникнувшись уважением и симпатией к правительнице, Хемунд присягает ей на верность и обещает биться за нее в грядущем сражении.

Хемунд присягает Лагерте 3

Хемунд присягает Лагерте.

Накануне битвы Лагерта просит Хемунда поцеловаться с ней, и воитель исполняет желание. Так они становятся любовниками.

Затем Каттегат сталкивается с Вестфольдом в крупнейшем в истории междоусобном сражении. Хемунд принимает в нем активное участие, разя язычников своим мечом.

Моменты видения - битва 4

Хемунд участвует в решающей битве скандинавов.

Заметив Ивара, который появляется на холме в завершающей стадии битвы, Хемунд дерзко кивает ему и снова окунается в бойню. Тем не менее, защитники Каттегата проигрывают, и христианский воин отступает вместе с ними.

Покинув город, Лагерта, Бьёрн, Уббе, Торви и Хемунд с горсткой сторонников находят убежище в удаленном горном доме. В отчаянии они обдумывают, куда идти дальше. Хемунд предлагает отправиться в Уэссекс, под защиту короля Этельвульфа (епископ еще не знает, что он мертв). Несмотря на нежелание оставлять родину, Лагерта соглашается.

Хемунд говорит Лагерте о том, что вернувшись в Англию и вновь став епископом, он будет вынужден соблюдать целибат, но даже это обстоятельство не отменит его чувств к ней.

На рассвете следующего дня в убежище в сопровождении телохранителя прибывает Ролло, герцог Нормандский - тот самый человек, чьи войска решили исход последней битвы. Состоя в родственных отношениях с членами семьи Рагнара, он ведет драматическую беседу с Лагертой и Бьёрном, в ходе которой предлагает изгнанникам бежать с ним и начать новую жизнь в Нормандии. Получив отказ, Ролло получает у Хемунда благословение и заверяет его, что старается жить по заповедям. Затем Бьёрн на глазах у Хемунда окончательно портит с Ролло отношения, и тот уезжает.

Ролло уезжает ни с чем, а изгои отправляются в опустевший Вестфольд, где похищают один из кораблей Харальда и отплывают на нем в Англию. Достигнув Уэссекса, они устраивают на берегу привал, во время которого Хемунд, отвечая на вопросы Лагерты, выражает ей свою любовь и преданность. Двинувшись дальше, путешественники попадаются войскам Этельреда, но Хемунду удается уговорить принца пощадить норманнов. Северян сажают в клетку и доставляют ко двору короля Альфреда.

Викинги - Откровение (11)

Этельред и Хемунд доставляют скандинавских лидеров в резиденцию короля Альфреда.

Представ перед монархом, Хемунд рассказывает о войне в Скандинавии и ее итогах. На вопрос о смысле доставки проигравших скандинавских вождей ко двору воин не может внятно ответить, сказав лишь, что обещал им безопасный проход. Альфред устраивает прием, на котором заключает с пленными норманнами союз и освобождает их. После этого Хемунд просит короля о возвращении ему сана епископа Шерборнского и узнает, что его занял Кутред. Хемунд дискредитирует нынешнего епископа и настаивает на возвращении сана ему, но Альфред отказывает, говоря, что во-первых, он как король пока недостаточно влиятелен, а во-вторых, участие воина Христова в распрях язычников вызывает озабоченность и недоверие знати.

Викинги - Подлое убийство (9)

Хемунд выезжает в Шерборн.

Понимая позицию монарха, Хемунд решает лично навестить Кутреда в Шерборне. Встретившись, бывший и нынешний епископы ссорятся из-за сана. Хемунд считает Кутреда тщеславным властолюбцем, а тот не желает уступать священнослужителю, воевавшему за норманнов и оскверненному связью с язычницей-Лагертой. Кутред также заявляет, что воцарение Альфреда представляет опасность для церкви, что сразу же вызывает подозрения его собеседника в заговоре против короля. Оставив Шерборн, Хемунд делится своими опасениями с Лагертой. Тем временем Кутред нанимает шпиона, который следит за влюбленными и подтверждает их близость. Получив в дальнейшем письмо епископа, в котором тот собирается выдать все Альфреду, Хемунд вновь является в Шерборн и убивает подстрекателя.

Поступок Хемунда вызывает крайнее возмущение Этельреда и большей части знати. Когда Альфреду сообщают о случившемся, он находит Хемунда в часовне своей резиденции и беседует с ним с глазу на глаз. Выслушав бурные обвинения короля, Хемунд останавливает его неоспоримыми доводами об участии Кутреда в тайном заговоре против его величества и объяснив убийство желанием спасти жизнь своему повелителю. В свете новых обстоятельств гнев Альфреда сменяется на милость. Некоторое время Хемунд проводит в темнице, но затем Альфред, проигнорировав протесты недовольных аристократов, освобождает его, восстанавливает в сане епископа Шерборнского и поручает крестить Уббе и Торви, принявших предложение о переходе в христианскую веру. Затем Хемунд венчает Альфреда с его избранницей - леди Эльсвитой.

Викинги - Новый бог (10)

Вернув свой титул, епископ крестит Уббе и Торви.

Оставшись наедине с Лагертой, Хемунд делится с ней соображениями о лицах, вероятно, причастных к заговору и намеревается раскрыть всех, даже если их возглавляет принц Этельред - человек, более других оскорбленный воцарением Альфреда.

Хемунд пассивно участвует в двух витенагемотах, посвященных скорому вторжению конунга Харальда в Уэссекс. В промежутке между ними он тайно встречается с Лагертой, у которой уточняет отношение к грядущей войне с ее соплеменниками. Лагерта невозмутимо заявляет, что всегда была противницей Прекрасноволосого. Затем они обмениваются словами любви и целуются.

Сцены ада в видении Хемунда

Сон переносит Хемунда в обитель боли и отчаяния.

В канун сражения со скандинавскими захватчиками к Хемунду приходит сон, в котором он, безоружный и залитый кровью, оказывается посреди инфернальных пустошей. Проклятые вокруг него вопят от невыносимой боли, а в бушующем пламени воют демоны. В какой-то момент он замечает Иисуса Христа, принявшего образ Оленя. Невинное существо словно готово оставить его. Проснувшись, воин-священник впадает в отчаяние. Когда к нему приходит Лагерта, он рассказывает о том, как Бог показал ему ад, и с горечью в сердце заявляет о необходимости разорвать их греховные отношения. Воительница разочаровывается в том, что между ними было, заявляет, что мужчина думает лишь о себе и уходит, оставив опечаленного Хемунда в одиночестве.

Затем воин-епископ сопровождает короля Альфреда на избранное англосаксами поле брани, где проводятся соответствующие приготовления: центральную часть с помощью огня освобождают от деревьев, периметр вокруг поливают зажигательной смесью, а вперед войск выкатывают огнеметательные катапульты. Когда из леса показывается армия конунга Харальда, Хемунду вновь является Олень. Воитель читает молитву, в которой просит Бога привести его к победе и спасению.

Викинги - Ад (5)

Хемунд в канун своей последней битвы.

В разыгравшемся сражении Хемунд разит данов с присущей ему храбростью, но в конечном счете вражеские стрелы останавливают его, когда он отвлекается, чтобы посмотреть в сторону бьющейся неподалеку Лагерты. Епископ падает на колени, и скандинавская воительница Гуннхильда пронзает мечом грудь великого воина. Из последних сил умирающий Хемунд выкрикивает имя Лагерты, которая с болью и страданием лицезрит его смерть. Так уходит из жизни бесстрашный человек, не сумевший отказаться от своей любви.

После битвы, которая оканчивается уверенной победой Альфреда, монарх распоряжается доставить тело Хемунда в королевскую резиденцию. Перед погребением правитель выступает перед подданными, почтив заслуги павшего героя и отметив, что его меч будет захоронен вместе с ним, ибо никто более не достоин владеть этим клинком.

Смерть Хемунда

Смерть епископа Хемунда.

Личность и способности

Хемунд 4

Фанатичный последователь христианской веры и истинное дитя своей эпохи, Хемунд твердо убежден в том, что наилучший способ продемонстрировать Божью силу скандинавским язычникам - военная победа. Это человек несгибаемых принципов и храбрости, граничащей с безумием. Следуя своим видениям, он готов ринуться в самую гущу сражения, не думая о своей жизни и стремясь отправить в преисподнюю как можно больше врагов. Эти качества вызывают благоговение соотечественников и уважение самых грозных противников.

В то же время нельзя сказать, что Хемунд совершенно безрассуден. Поняв, что битва безнадежна или находясь в плену, он сдерживает свой фанатизм и готов дожидаться более благоприятного момента для решительных действий.

Все люди грешны, и епископ Шерборна не исключение: его главной слабостью являются женщины, с которыми он часто вступает в краткосрочные интимные отношения. Ослепленный страстью, пылкий Хемунд затем со стыдом осознает, что согрешил и суровым самоистязанием старается загладить свою вину перед Господом.

На поле брани Хемунд несется к врагам на острие атаки, как правило, верхом. Он орудует длинным мечом с надписью «Ananyzapata», не используя при этом щит. Бесстрашие, мастерское фехтование и великолепное качество клинка позволяют ему успешно противостоять любому сопернику.

Цитаты

Господи, прости жалкого и несчастного грешника! Я согрешил и в мыслях, и делах. Прошу, прости меня! Ты - единый Бог. Накажи меня! Покарай меня! Очисть меня от грехов моих, Отец.
— Самобичевание Хемунда, Ушедшие, часть 1

Интересные факты

  • Исторический Хемунд был епископом средневекового Шерборна, рукоположенным между 867 и 868 гг. Он погиб в марте 871 г. в битве при Мартоне. Его почитают как святого Римско-католической церкви.
  • Майкл Хёрст, создатель сериала «Викинги», так описывает персонажа Джонатана Рис-Майерса: «Я изучал книги по истории и узнал о епископах-воинах, предшественниках тамплиеров. Эти люди были религиозны, но все равно облачались в доспехи и шли в бой. Они верили в учение Христа, но на поле боя превращались в настоящих чудовищ». 
  • Сакральное слово «Ananyzapata», выгравированное на мече Хемунда, скорее всего, является его названием. Его приблизительное значение - «Иисус Христос победил смерть (дьявола), приняв крещение от Иоанна и умерев на кресте».
  • По признанию ирландского актера Джонатана Рис-Майерса, исполняющего роль Хемунда, он намеренно не просматривает предыдущие сезоны «Викингов» ради большего погружения в свою роль.