ФЭНДОМ

Лагерта ведет войска в Каттегат v2

Стремительное восхождение

За последнее время рейтинг этой страницы значительно возрос, достигнув лидирующих позиций. Её дальнейшая судьба зависит от читателей.

Юди́фь (или Джу́дит, англ. Judith) в сериале - принцесса англосаксонского королевства Нортумбрия, дочь короля Эллы II и его супруги, королевы Элсвит. Сестра принца Эгберта и принцессы Блайи.

Вступает в династический брак с Этельвульфом, принцем Уэссекса, присоединившись, таким образом, к царствующему дому Кердика.

Любовница бывшего англосаксонского монаха Этельстана, вернувшегося на родину с викингами вождя Рагнара Лодброка и ставшего доверенным лицом короля.

Мать двоих сыновей: Этельреда, рожденного в законном браке, и Альфреда, рожденного от внебрачной связи с Этельстаном.

Принцесса, а затем королева Юдифь принимает активное участие в многочисленных интригах, происходящих при дворе Уэссекса. Как правило, ее действия направлены на отстаивание личной свободы или защиту интересов ее младшего и любимого сына - Альфреда.

Биография

Сезон 2

Принцесса Юдифь, дочь нортумбрийского короля Эллы и его законной супруги Элсвит, прибывает с родителями в Уэссекс с одной единственной целью - вступить в оговоренный ее отцом династический брак с принцем Этельвульфом, сыном короля Эгберта.

После свадьбы, закрепившей военно-политический союз Нортумбрии и Уэссекса, Юдифь остается при дворе Эгберта и присутствует на приеме, организованном им в честь визита мерсийской принцессы Квентрит. Там она впервые видит молодого англосакса, бывшего монаха по имени Этельстан, который рассказывает гостье о повадках и обычаях скандинавов, среди которых жил долгое время и с набегом которых, собственно, вернулся в Англию.

После событий, связанных с вторжением викингов в Уэссекс и заключением с ними мирного договора, Этельстан покидает Англию.

Сезон 3

Юдифь рожает мужу наследника, который получает имя Этельред.

Тем временем вернувшийся с норманнами Этельстан вызывает у принцессы все больший интерес. Когда он собирается в путь, чтобы помочь прибывшей с викингами Лагерте в основании нового скандинавского поселения, девушка просит позволения прикоснуться к шрамам от стигмат, оставшихся после распятия (Этельстан был подвергнут этому наказанию, когда его захватили в плен).

Пригласив Лагерту и Этельстана в свое поместье, Эгберт разделяет с ними и Юдифью обед. Последняя спрашивает бывшего монаха об обычаях и верованиях северян, которыми восхищается, и тот рассказывает ей об Одине.

После обеда Юдифь находит Этельстана в скриптории, и, несмотря на его смущение, просит ее исповедать, оправдываясь отсутствием епископа Эдмунда. Когда они закрываются в исповедальне, Юдифь признается, что в мыслях занималась любовью с мужчиной, который ей не муж. Когда Этельстан уточняет, о ком речь, Юдифь говорит, что это был он и уходит. Становится ясно, что принцесса влюблена.

Лагерта, выучившая древнеанглийский язык, принимает очередное приглашение Эгберта. Вместе с ним и Этельстаном она снова навещает королевскую резиденцию. Монарх показывает воительнице сохранившиеся римские термы и приглашает ее вместе с Этельстаном и Юдифью погрузиться в теплую воду. Когда Лагерта и король переплетаются в ласках, смущенная Юдифь немедленно их покидает; Этельстан следует за ней. В коридоре девушка дает понять молодому человеку, что там же, в терме, желала заняться с ним любовью, делится своими страхами и сомнениями. Этельстан утешает и благословляет ее, и Юдифь отправляется спать.

В очередной раз оказавшись в королевской резиденции, Этельстан тайно разделяет ложе с Юдифью. Они признаются друг другу в чувствах.

Юдифь присутствует на торжественных мероприятиях, связанных с победой конунга Рагнара и принца Этельвульфа в войне за трон Мерсии, а также при убийстве захваченного в плен принца Бургреда. Эгберт замечает, что Юдифь восхищается Этельстаном. Когда приходит время, любовники тайно прощаются, поцеловавшись вне пиршественного зала.

Через некоторое время Юдифь признается Этельвульфу в том, что беременна, и, поскольку супруги не были вместе, становится ясно, что законный муж не является отцом ребенка. Этельвульф приходит в ярость.

Едва Юдифь рожает второго сына, к ней врывается священник, который велит схватить ее. Девушку выводят на площадь и привязывают к столбу в присутствии Эгберта, Этельвульфа, епископа Эдмунда и большого скопления людей. Публично обвиненную в прелюбодеянии принцессу намерены лишить ушей и носа, как того требуют суровые англосаксонские порядки. Девушка умоляет о пощаде, но отказывается назвать отца ребенка, пока палач не лишает ее правого уха. Тогда рыдающая Юдифь произносит имя Этельстана, и Эгберт немедленно прекращает экзекуцию, поскольку считает бывшего монаха святым, а значит, сам Господь может быть причастен к зачатию. Король подавляет протесты униженного Этельвульфа и объявляет толпе, что состоятся крестины новорожденного, которого он во всеуслышание нарекает Альфредом.

Обедая наедине с Этельвульфом, Эгберт обсуждает планы возможного свержения Эллы и захвата Нортумбрии, и спрашивает, как бы Юдифь отнеслась к этому.

Затем, пользуясь слабостью брака Этельвульфа и Юдифи, свекор соблазняет невестку обещаниями о защите и покровительстве, завершив свои слова поцелуем в губы.

Вызвав к себе Юдифь, Эгберт мягко предлагает ей вступить с ним в любовную связь в обмен на ее и Альфреда защиту от гнева Этельвульфа, якобы не простившего жене давнюю измену с Этельстаном. Девушка принимает предложение и становится его любовницей, но в дальнейшем отдаляется от него.

Сезон 4

Юдифь поднимает перед Эгбертом вопрос о своей несвободе. Король спрашивает, чего бы ей хотелось, чтобы принцесса чувствовала себя собой. Девушка отвечает, что желает быть художницей и иллюстрировать Священное Писание подобно Этельстану. Несмотря на то, что женщин не допускают к подобным занятиям, Эгберт обещает решить эту проблему.

Через некоторое время ко двору короля прибывает мастер иллюминирования - отец Пруденций из Труа, что во Франкии. После обсуждения вопросов законности с королем Эгбертом и представителями духовенства Юдифи позволяют обучаться у Пруденция искусству рисования миниатюр.

В разгар своего обучения Юдифь расспрашивает Пруденция (как жителя Франкии) о недавнем нападении викингов на Париж. Тот говорит, что об этом вторжении знает вся Европа и приводит рассказы настоятеля аббатства Сен-Дени о том, что город был окружен со всех сторон и вождь норманнов, Рагнар Лодброк, даже притворился мертвым, чтобы проникнуть внутрь. Юдифь спрашивает об Этельстане, но Пруденций, конечно, не разделяет ее тайных симпатий и надеется, что он, как и остальные язычники-норманны, погиб вскоре после осады франкской столицы.

Добившись от Эгберта желаемого, Юдифь навещает короля и обещает снова стать его любовницей, если он будет уважать ее и прислушиваться к ее мнению. Тот с готовностью дает ей свое слово.

Со временем Юдифь примиряется с Этельвульфом, хотя их отношения в целом остаются прохладными.

Видение Этельстана предстает Эгберту. Он напоминает Христа. Благословив короля, призрак исчезает. Эгберт делится случившимся с Юдифью, предположив, что Этельстан мертв. Девушка плачет, и они обнимаются, с нежностью вспоминая общего друга. 

На празднике в честь Рождества ко двору прибывают король Элла и ставшая королевой Квентрит. Отойдя в сторону с Юдифью, отец гневно корит дочь за запретное для женщин иллюстрирование Святого Писания и порочную связь со своим свекром. Юдифь заявляет, что она свободная женщина и оставляет рассерженного родителя.

Когда Эгберт захватывает власть в Мерсии, проигнорировав претензии Квентрит, экс-королева, удерживаемая в его резиденции, предпринимает попытку покушения на жизнь узурпатора. Тем не менее, Квентрит, приставившая стилет к горлу Эгберта, не успевает что-либо предпринять, поскольку ее пронзает ножом незаметно подошедшая сзади Юдифь. Поскольку женщина была беременна от Этельвульфа, это становится двойным убийством. Юдифь винит любовника в том, что он превратил ее в убийцу.

Проходит девять лет. Юдифь остается любовницей прибавившего в годах Эгберта.

Когда к королю в плен попадает конунг Рагнар, тот проводит с ним долгую беседу, в ходе которой в зале ненадолго появляется Юдифь, продемонстрировав вождю юного Альфреда, ее сына от Этельстана. Заглянув мальчику в глаза, легендарный викинг нежно целует его в лоб. В дальнейшем Эгберт отправляет Рагнара королю Элле, который расправляется со своим старым врагом.

Тревожные слухи о мести сыновей Рагнара вскоре достигают владений Эллы. Принцесса Юдифь, покинув Уэссекс, предупреждает об этом отца и семью, но правитель Нортумбрии уверен в своих силах.

Это оказывается роковой ошибкой Эллы. Разорив Нортумбрию и казнив ее короля, огромное войско, вошедшее в историю как Великая языческая армия, движется прямо в Уэссекс. Эгберт приказывает Этельвульфу командовать армией и как можно скорее дать врагу бой, а Юдифи оставить его и вернуться к мужу, которому пригодится ее поддержка. Та неохотно принимает это решение.

После поражения Этельвульфа в жестокой битве при Рептоне Эгберт передает власть над страной сыну и приказывает ему увезти Юдифь, Альфреда, Этельреда и остальных в безопасное место. Невзирая на уговоры, Эгберт остается в своем поместье, компанию ему составляют лишь епископ Эдмунд и несколько верных солдат. Когда скандинавские вожди достигают опустевшего поместья, они казнят короля Уэссекса.

Сезон 5

Вместе с мужем Юдифь длительное время укрывается от скандинавского возмездия в деревне на болотах, ведя простую жизнь. Ее любимого сына Альфреда точит неизвестная болезнь, и он тает на глазах. Однажды юноше в виде неясного силуэта предстает призрак Этельстана. Пройдя несколько шагов по болоту, Альфред протягивает к нему руку, а затем падает в воду без чувств. Охваченная ужасом Юдифь истошно кричит. Когда Этельвульф вытаскивает едва не захлебнувшегося пасынка, тот рассказывает ему и матери о своем видении: Этельстан сказал, что северяне засели в Йорке.

Юдифь находится подле мужа во время его безуспешных попыток отбить Йорк у талантливого норманнского полководца - Ивара Бескостного. К ним присоединяются епископ Хемунд и кузен Юдифи - тэн Маннел, но первый попадает в плен, а второй храбро погибает в ходе последнего штурма города.

После скоропостижной смерти короля Этельвульфа Юдифь добивается отказа Этельреда от наследования и заручается поддержкой тэна Кутреда, пообещав ему вакантный после исчезновения Хемунда сан епископа Шерборнского. Благодаря ее действиям Альфред, ставленник покойного Эгберта, становится новым правителем Уэссекса. После коронации она собирается подыскать молодому королю достойную девушку в жены. Ею становится Эльсвита - дочь покойного Маннела. Брак заключается вскоре после ее прибытия ко двору.

Когда пропавший Хемунд объявляется в Уэссексе вместе с беглыми скандинавскими вождями, он подозревает Кутреда в заговоре против Альфреда и умерщвляет его. Несмотря на это, монарх, нуждающийся в сильном союзнике, восстанавливает Хемунда в сане епископа Шерборнского. Этельред выражает возмущение перечисленным в личной беседе с королевой Юдифью, но та во всем поддерживает его младшего брата. Переведя тему, мать выражает желание устроить брак Этельреда, но тот дерзким тоном заявляет, что уже выбрал невесту - это Этельфледа, дочь убитого Кутреда.

Продолжая участвовать в придворной жизни, Юдифь лично способствует раскрытию заговора, направленному против власти Альфреда. Допросив арестованного элдормена Кинехерда во время битвы при Мартоне, она с горечью выясняет, что лидером мятежников является принц Этельред, доселе лишь доказывавший свою преданность брату. Королева-мать сообщает эту информацию Альфреду, понимая, к чему это может привести.

После церемонии передачи Восточной Англии Уббе и Бьёрну король Уэссекса приказывает арестовать и казнить не готовых к этому участников раскрытого Юдифью заговора - всех, кроме Этельреда.

Позднее, беседуя с матерью в своем кабинете, Альфред отметает ее обвинения в адрес Этельреда, оправдывая брата тем, что он спас ему жизнь в минувшем бою. Юдифь настаивает, чтобы либо Альфред, либо она поговорили с принцем, заставив его сознаться в заговоре, и лишь потом, возможно, простить.

Вызванный Юдифью для личной беседы Этельред рассказывает ей все подробности заговора с целью цареубийства и признается в том, как в решающую минуту отказался доводить это дело до конца. Он пытается убедить не верящую ему мать в искренней любви к своему брату и королю.

Альфред отправляется с норманнами в Восточную Англию, но вскоре его в бессознательном состоянии доставляют обратно в Уэссекс - у молодого короля случился очередной припадок. Альфреда помещают в спальне, где он постепенно приходит в себя благодаря проверенным снадобьям, которые в таких случаях изготовляет его мать. У кровати Альфреда Юдифь рассказывает Эльсвите о его болезни, а та признается свекрови, что беременна.

Пока Альфред восстанавливает силы, Юдифь пытается успокоить знать и духовенство, которые недовольны болезнью короля. Усмирить возмущение удается лишь Этельреду, который негромко говорит людям то, что не желает затем обсуждать с матерью. Видя уверенность и влияние молодого лидера, Юдифь, все более одержимая тревогой за Альфреда, принимает непростое решение. Обедая с Этельредом наедине, королева отравляет старшего сына, подмешав ему в пищу яд. Умирая в муках, несчастный не может поверить поступку матери, а та, отчаянно оправдываясь, льет горькие слезы над своим первенцем, безжизненно свалившимся к ее ногам.

Придя в себя, но все еще шатаясь от слабости, Альфред заходит в зал, где проходят почетные похороны Этельреда. Юдифь рассказывает сыну о смерти храброго принца, объяснив ее внезапным приступом. Опустившись к могиле, Альфред скорбит о брате.

Вскоре после похорон Этельреда его вдова находит в своих покоях королеву-мать в окружении слуг: они собирают ее вещи. На просьбы объясниться Юдифь заявляет, что Этельфледе, если только она не беременна, больше нечего делать в королевской резиденции, и девушку безотлагательно отправят обратно к ее матери. Этельфледе не нравятся тон и действия королевы-матери; чувствуя неладное, она начинает подозревать, что убийство ее мужа было спланировано, на что частично намекает Юдифи, пытаясь также ее задеть. Но это все, что может сделать утратившая положение девушка.

Беседуя с сыном наедине, королева-мать признается в том, что отравила Этельреда. Она объясняет, что покойный, несмотря на все заверения, никогда не простил бы короля и рано или поздно восстал бы против него. Дослушав до конца, Альфред, гневно крича, переворачивает обеденный стол и раскидывает мебель. Когда он успокаивается, Юдифь требует, чтобы сын не проявлял человеческих чувств и был сильным, ибо такова участь настоящего монарха.

Юдифь присутствует на собраниях, посвященных новой скандинавской угрозе, в этот раз движущейся из Дублина. Альфред намерен лично возглавить армию, но Торви, жена Уббе, возражает, заявив, что норманны не испугаются монарха, чем вызывает недоумение Юдифи. Уббе предлагает назначить главнокомандующим его и обещает справиться с надвигающейся угрозой, на что получает согласие.

После этого Юдифь, находясь в своих покоях, обнажает левую грудь и дотрагивается до нее, разглядывая себя в зеркале. Когда заглянувшая Эльсвита интересуется, чем та занимается, королева, спешно прикрывшись, отмахивается от ее вопроса.

То что скрывает Юдифь, оказывается злокачественной опухолью. Слабо надеясь на исцеление, она навещает пожилую лесную знахарку, которую окрестные жители называют ведьмой. После наговора королева-мать обращает внимание на невнятные стоны, и, осмотрев хижину, находит, к своему удивлению, пропавшую Лагерту: женщина покрыта шрамами, грязна, взъерошена, одета в жалкие лохмотья и совершенно невменяема.

По приказу Юдифи солдаты выносят Лагерту из хижины и доставляют в отдельные покои при королевской резиденции. В ее невнятном бормотании различимы лишь имена Рагнара и Бьёрна. Прекратив, наконец, бредить, Лагерта спрашивает, где она. Ухаживающие за ней Юдифь и Эльсвита объясняют, что в Уэссексе. Выстроив ассоциацию, Лагерта произносит имя Хемунда, после чего постепенно приходит в себя.

Узнав о возвращении Лагерты, Альфред обедает с ней, Юдифью и Эльсвитой, обсудив за столом произошедшее с Уббе, Торви и Бьёрном в ее отсутствие. Говоря о ходе судьбы, Лагерта более не считает себя девой щита, ибо она его лишилась (вероятно, под «щитом» подразумевая любимого мужчину или былую силу духа). Юдифь замечает, что можно прикрываться собой и своей искренностью, но ее собеседница уверена, что этого недостаточно.

Позднее, беседуя с Эльсвитой и Лагертой во время работы над иконой Богоматери, Юдифь признается в убийстве Этельреда и своей скорой смерти в связи с опухолью в груди. Привыкшую к смерти Лагерту это особенно не смущает; сурово ободрив огорченную Эльсвиту, женщина называет Юдифь такой же воительницей, как она, затем наносит краску на лицо королевы-матери и намекает на некое деяние, которое они еще должны совершить. 

Интересные факты

  • В сериале Юдифь приговаривают к отрезанию ушей и носа за прелюбодеяние. В раннем англосаксонском праве нанесение различных видов увечий и отрезание тех или иных частей тела было весьма распространено. «Люди с клеймами на лбу, без рук, ног или языков жили в качестве примера страшных последствий, которые наступят вследствие принятия участия в совершении мелких преступлений и как предупреждение всем грубиянам» (История Пайка о преступности в Англии, 1873). При этом существовали различные категории подобных действий, носивших различные названия и имевших разный смысл. Наказание в виде лишения человека какой-либо части тела в старом английском праве называлось термином «mayhem». Более мягким вариантом наказания для провинившихся женщин было принудительное заточение в монастыре.
  • Скорее всего, «шишка», поразившая Юдифь - это рак молочной железы. Это злокачественная опухоль, в настоящее время занимающая первое место по частоте случаев рака у женщин и второе - по числу летальных исходов.